Стендовые мониторы KEF Q Concerto Meta
Автор: Николай ЕФРЕМОВ. Ссылка на оригинал статьи на сайте Salon AV
Эти бюджетные мониторы были созданы как развитие идеи, положенной в основу акустической системы Q Concerto 1969 года. И это была первая полочная трехполосная система компании за всю её историю.
Разумеется, в современной версии Q Concerto Meta используются новейшие материалы и решения, включая коаксиальные излучатели Uni-Q 12-го поколения и технологию MAT, повышающая чистоту и прозрачность верхнего диапазона.
Посмотрим, какой это даёт эффект в системах начального уровня.
РАСШИРЯЯ КРУГ
Подобные реплики всегда интересны, поскольку за их основу берутся модели, завоевавшие широкую популярность у любителей музыки. Именно поэтому чуть меньше года назад в KEF решили перевыпустить всю серию Q. В составе обновлённой линейки две напольные 3-полосные модели Q7 Meta и Q 11 Meta, два 2-полосных стендовых монитора Q1 Meta и Q3 Meta, а также наши нынешние испытуемые трёхполосные мониторы Q Concerto Meta. Для любителей кино также выпущены громкоговоритель центрального канала Q6 Meta, модуль Atmos Q8 Meta и настенные тыловые Q4 Meta.
На новую ступень
Ключевым моментом в новой серии стала технология Meta, о которой мы неоднократно рассказывали, но для тех, кто впервые обратил внимание на акустику KEF, имеет смысл повторить основные моменты.
Как известно, коаксиальные сборки Uni-Q, вызвавшие сенсацию своим появлением 35 лет назад, состоят из соосно расположенных СЧ-диффузора и ВЧ-купола. И всё это время конструкция постоянно совершенствовалась — улучшалась частотная и фазовая характеристика, снижались искажения, расширялась диаграмма направленности. Игра стоила свеч: по своим характеристикам сборки Uni-Q приближаются к точечному, т.е. идеальному источнику излучения с минимальными фазовыми сдвигами между частотными полосами. Как следствие — гораздо более слитное, чем у традиционной многополосной акустики звучание, более точная пространственная картина.
Эта технология, разработанная передовыми методами анализа и моделирования, направлена на снижение интерференции между полосами.
В современные системы KEF ставятся сборки 12-го поколения, а самые новые имеют приставку Meta. Эта технология, разработанная передовыми методами анализа и моделирования, направлена на снижение интерференции между излучателями и, как следствие, на достижение большей прозрачности в верхней середине и в полосе твитера.
Такая пластина из особого метаматериала MAT закрепляется позади сборки Uni-Q и, как заявляет производитель, поглощает до 99% заднего излучения твитера. Звуковые волны в канавках-лабиринтах разной формы и длины поглощаются во всей верхней полосе и наружу не выходят. И, соответственно, не взаимодействуют с СЧ-диффузором, благодаря чему и устраняется вредное взаимодействие. Причём важна здесь не только эффективность, но и компактность — пластина МАТ (Metamaterial Absorption Technology) занимает минимальный объём корпуса. На создание этой детали ушло несколько лет напряжённых исследований совместно с компанией Acoustic Metamaterials Group, поэтому модели Meta стоят дороже, чем обычные.
Вот так выглядит конструкция Q Concerto Meta: сборка Uni-Q, состоящая из алюминиевого твитера 19 мм с пластиной MAT, 100-миллиметровый среднечастотник, также алюминиевый, плюс отдельный басовый драйвер 165 мм с диффузором из алюминия с демпфирующей прослойкой. Его жёсткость обеспечивается формой идеальной полусферы без пылезащитного колпачка. Акустическое оформление — фазоинвертор, порт весьма приличного калибра выведен назад.
На создание этой детали ушло несколько лет напряжённых исследований совместно с компанией Acoustic Metamaterials Group, поэтому модели Meta стоят дороже, чем обычные.
Широкое кольцо вокруг излучателя Uni-Q — важный акустический элемент Shadow Flare, который препятствует ранним отражениям звуковых волн от переднего щита. Кроме того, кольцо является волноводом, формирующим нужную диаграмму направленности.
Диапазон воспроизводимых частот Q Concerto Meta от 40 Гц до 20 кГц.
Выпускается новая линейка в трёх цветовых вариантах — белом и черном матовом, а также с имитацией орехового шпона.
Тканевые грили крепятся на магнитах.
Три полосы, а как одна
Испытывать мониторы было решено не на потоковом аудио, а при воспроизведении известных хорошо записанных компакт-дисков — всё-таки нюансы для оценки звучания в нашем случае будут иметь первостепенное значение. Чувствительность Q Concerto Meta невысока, 85 дБ (типичное значение для мониторов такого объёма). Соответственно, чтобы раскрыть их потенциал полностью, был задействован гибридный интегральный усилитель Premiera T3S мощностью 2 x 115 Вт (8 Ом). Тестовые треки воспроизводились на сетевом CD-проигрывателе Premiera C1S Pro.
Первым делом удивляешься богатству и энергетике нижней полосы, а затем замечаешь, что и с построением пространства тоже полный порядок.
С первых же минут обращаешь внимание на отличия в звучании двухполосных мониторов KEF и наших нынешних трёхполосных испытуемых. У первых мы всегда отмечаем фантастические пространственные характеристики (всё-таки имеем дело с источником когерентного излучения), но вынуждены мириться с отсутствием убедительного ударного баса. С «Кончерто» ситуация в корне иная — первым делом удивляешься богатству и энергетике нижней полосы, а затем замечаешь, что и с построением пространства тоже полный порядок. Масштаб звуковой сцены зависит от установки мониторов: ширина максимальна при расположении параллельно передней линии, на заход в глубину невелик. При направлении на точку прослушивания пространство становится трёхмерной, но более компактной.
И что особенно ценно, 6,5-дюймовый драйвер создаёт фундамент, придающий музыкальной картине большую убедительность. На оркестровой классике даже не верилось, что играют мониторы таких размеров. Кроме того, у Q Concerto Meta имеются признаки, характерные для более дорогих моделей KEF — подача во всём диапазоне воспринимается цельной, с единым и мгновенным ударным фронтом во всех трёх полосах. Причём бас у этой модели на редкость гармонично встраивается в общую картину — эффектно, но не нарушая музыкального баланса. 6,5-дюймовые драйверы не заходят в инфранизкие глубины, поэтому даже на музыке с мощными басовыми составляющими прекрасно читаются отдельные ноты.
Причём бас у этой модели на редкость гармонично встраивается в общую картину — эффектно, но не нарушая музыкального баланса.
И, конечно, стоит отметить и высочайшую детальность в среднем диапазоне, что характерно для Uni-Q последнего поколения. Плюс их идеальное согласование с твитерами, звучание которых воспринимается лёгким и прозрачным, с высокой детальностью вплоть до самой границы звукового диапазона.
В целом же Q Concerto Meta — наглядный пример того, как высокие технологии перетекают из дорогих линеек в бюджетные, что даёт возможность приобщиться к хорошему звуку более широкой аудитории.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Premiera C1S Pro
- Интегральный усилитель Premiera T3S
- Кабели
- межблочный Kimber Kable Select XLR
- акустические Tone Winner SC1
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)